Назад

 

В. Фирсов

Сделай себе Бастера!


     Сделай Бастера, и ты не пожалеешь. У тебя в доме заведется удивительное существо, которое будет носиться по комнатам, словно непоседливый щенок, забираться во все углы, жалобно звать на помощь, застряв где-нибудь под столом, и время от времени просить еды. По твоему желанию Бастер будет расти и совершенствоваться, он может приобрести слух и зрение, его можно научить сходить в соседнюю комнату за газетой, он будет слушаться твоего голоса или даже движения руки. Наконец, его можно дистанционно подключить к электронно-вычислительной машине или записать программу его поведения на портативный магнитофон и придумать ему множество неожиданных свойств в соответствии со вкусами и возможностями хозяина.
     Наверно, пора сказать, что такое Бастер. Создатель Бастера, американский ученый Дейв Хейзерман, говорит так: "Это машина и одновременно некий эволюционный процесс, причем машина уникальная и процесс весьма необычный". Короче говоря, Бастер — это робот. Книгу Д. Хейзермана "Как самому сделать робота" выпустило не так давно в серии "Самодельное техническое творчество" издательство "Мир".
     Внешне Бастер — это просто самодвижущаяся тележка (сам автор использовал для создания Бастера детский автомобиль). Но эта тележка способна ставить перед собой цели и достигать их, конечно, в пределах тех логических и физических возможностей, которые вы заложите в нее. "Единственное различие между Бастером и самыми лучшими роботами заключается в том, что более сложный робот просто выполняет большее число операций того же класса", — говорит автор. Бастер относится к самым сложным устройствам, когда-либо созданным человеком. Тем не менее его вполне можно построить в кружке юных техников или даже в домашних условиях.
     Изложенная в книге программа создания Бастера разделена на три фазы: Бастер I, Бастер II и Бастер III. Поскольку Бастер не только машина, но и процесс, он "оживает" задолго до завершения работы. Это его свойство очень интересно, потому что позволяет играть и развлекаться с Бастером на самых первых стадиях работы.
     Очень интересно проследить этапы развития Бастера. Вначале он способен только двигаться вперед и назад с тремя разными скоростями и делать повороты с различными радиусами крутизны. Управление производится пока тумблерами и кнопками с панели по проводам, как в игрушечных автомобильчиках, продающихся в магазинах. Затем можно управлять Бастером с помощью низкоуровневых логических сигналов, устройство становится способным к автоматическим действиям. По мере усложнения системы число тумблеров угрожающе растет, и вдруг они исчезают, уступив место четырем простым переключателям. Теперь Бастер управляется двоичным кодом. Наступает фаза Бастера II. Машина становятся способной принимать решения (хотя еще не может осуществить их). У нее появляется система рефлексов. Бастер II уже ощущает "голод" (разрядку аккумуляторов) и сигнализирует об этом, зовет на помощь в аварийных ситуациях. Он предпринимает те действия, которые наиболее важны для поддержания его существования, даже если в этот момент вы будете приказывать нечто другое. На этом этапе Бастер освобождается от кабеля управления и переходит на акустическую связь. Не меняя логических схем, можно значительно расширить возможности Бастера II, например, установить на нем телекамеру, что позволит посылать его в дальние путешествия. Наконец, на этапе Бастер III устройство приобретает блок слежения. Теперь Бастер может выбрать себе определенную цель и стремиться к ней. Например, ощутив "голод", Бастер начинает активный поиск своей кормушки, находит ее и заряжает аккумуляторы. Он уже умеет гулять по дорожкам парка вдоль белой линии на асфальте, он следует за хозяином или по его зову мчит к нему. Бастер III совершенно независимое устройство, причем более высокого уровня, чем многие живые существа. Муха может часами биться в стекло рядом с открытой форточкой, а Бастер быстро находит выход. В книге описан случай, когда он забрался в платяной шкаф и долго мыкался там, но все же сумел выбраться...
     Создание Бастера — увлекательная задача. Следует только добавить, что работа с ним потребует от вас, ребята, знания основ электроники, включая знание транзисторных усилителей и элементарных схем управления, а также практических навыков, например, умения изготовлять печатные схемы.

     Примечание Web-мастера. Данная статья была опубликована в журнале "Юный техник" N10 за 1980 г., так что год издания упомянутой книги — ориентировочно 1979 — 1980. Кроме того, всем интересующимся робототехникой и дистанционным управлением можно порекомендовать ряд других книг аналогичной тематики, например:
     Миль Г. Модели с дистанционным управлением. (Постройка и эксплуатация радиоуправляемых плавающих и летающих моделей) /Пер. с немецкого. Ленинград: "Судостроение", 1984.
     Мацкевич В.В. Занимательная анатомия роботов (Серия "Научно-популярная библиотека школьника") М.: "Радио и связь", 1988.
     Обе эти книги интересны еще и тем, что в них приводятся готовые схемы "типовых" узлов и механизмов, используемых при создании дистанционно управляемых робототехнических моделей.


Назад